Да здравствует Спарта! Sparta forever!
Меню сайта
Народное собрание (апеллы)
Право голоса.
Какие виды спорта должны войти в современный Диамастигосис?
Всего ответов: 257
Отрывок из книги Э.Б. Кэстла

«Древнее образование»


Рассказывая о жизни Ликурга Плутарх подчеркивает то что главным в спартанской системе была система воспитания: она воспитывала своих граждан таким, образом чтобы они не могли жить сами по себе; они, как пчелы вокруг командир должны были отдавать: стране всего себя без остатка Процесс воспитания такого подчинения начинался в детстве, потому что по законам Ликурга молодежь рассматривалась не столько детьми своих родителей сколько воспитанниками общества.

Новорожденные

Каждого новорожденного показывали опытным знатокам физического здоровья детей. Это было что-то вроде государственного комитета по здравоохранению, и если младенец был "хилым или плохо сложенным", то его выставляли на волю природных стихий в ущелье Апофет в горах Тайгет. Тем же, кто выживал после этого испытания сохраняли жизнь и в дальнейшем старались не подвергать чересчур сильным испытаниям, потому что, избавляясь от самых слабых детей, спартанцы заботились об остальных.

Спартские матери не пеленали своих детей, а открывали их конечности солнцу и воздуху. Мы допускаем, что в ранние годы малышне был изнежен, а строгости, которым подвергался семилетний ребенок, постепенно увеличивались к этому возрасту. В семь лет государство брало на себя заботы по воспитанию, и начиналось государственное воспитание, которое продолжалось тринадцать лет; фактически же государственная служба была пожизненной :

с семи до одиннадцати лет мальчики жили дома и посещали классы для игр и физических занятий;

с двенадцати до пятнадцати, лет их забирали из домов, и они должны были выдержать грубое обращение в спартанской школе-интернате (агелах), юношеской казарме, где жизнь была грубой и совсем не роскошной;

потом следовала военная подготовка.

Подростки 

Мальчиков объединяли в стаи и компании, похожие на современные бойскаутские группы. Самый подвижный и смышленый из стаи назначался руководителем, в обязанности которого входило руководить и наказывать. Стаями руководил эйрен, юноша, который закончил молодежную подготовку и теперь брал ответственность за воспитание молодых ребят. Эйренами руководили пайдономы, по словам Плутарха ”самые лучшие и самые честные люди города”, обладавшие неограниченными правами в выборе наказания за проявления небрежности и не дисциплинированности. Эти наказания приводили в исполнение их маладые помощники с помощью розг. Каждый старший имел право назначить по своему усмотрению наказание младшему и тот обязан был его беспрекословно получить, а если кому-то поручалось выпороть другого мальчика — своего соседа по стае, то он должен был приводить наказание без всякой жалости. И все приводили наказание в исполнение и старались сечь как можно больнее отнюдь не потому, что боялись в случае ослушания сами получить порку, а потому, что жалость была позором для спартанца. Если спартанца жалели он считался опозоренным. И никто из мальчишек не хотел опозорить своего собрата-спартанца, поэтому сек его безо всякой жалости.

Внутри этой иерархии требовалось беспрекословное подчинение непосредственному начальству, а за ее пределами каждый спартанский мальчик должен был подчиняться любому взрослому, которого он встречал на улице. Его первой и последней обязанностью было слушаться, а розги были первым и последним наказанием для тех, кто проявлял своеволие.

С двенадцати лет спартанским мальчикам не позволялось носить нижнее белье, даже в суровые зимы Пелопоннеса. Они питались грубой скудной пищей в общих столовых и спали вместе в общих спальнях на камышах, которые сами собирали на берегах реки Юротас без помощи ножа. Купание в реке заменяло им ванну. Мы можем поверить Плутарху, который замечает, что "их тела были твердыми и сухими, почти не знакомыми с банями и маслами". Можем принять на веру и его суждение о том, что "весь курс их обучения сводился к непрерывному воспитанию совершенного подчинения".

В возрасте когда формировался их характер мальчики и девочки подвергались в эмоциональном плане - военным традициям своего народа в физическом плане (по крайней мере, мальчики) - частым побоям. Порка была неумолимым наказанием даже за мелкие провинности - незначительные проступки. Система воспитания не включала никаких выговоров или иных мер осуждения, за исключением презрительных насмешек со стороны старших и спартанских девиц. Жалобы родителям лишь служили поводом для новой порки, потому что твердость, а не справедливость, считалась более существенным в воспитании: "Если ребенок, говорит отцу, что его выпорол другой отец, то это позор, если его родной отец не выпорет снова за это своего сына".

Заключение

Таким образом, спартанское воспитание сводилось почти исключительно к физической, военной подготовке. Плутарх отмечает, что некоторые уступки были сделаны в отношении грамотности: "Их обучали чтению и письму лишь в той степени, в какой это было минимально необходимо; главным для них было воспитать послушных граждан, научить их выносить боль и побеждать в бою".

Военная муштра, охота, плавание, конный спорт, искусство разведчика, умение шпионить и тяжелые, напряженные упражнения в гимнастическом зале - вот к чему сводилось спартанское воспитание. Спутниками и помощниками в этом воспитание служили национальные песни, патриотические стихи, музыка и танцы, которые считались важными инструментами в подъеме боевого духа. Поскольку арифметика отдавала коммерцией, которой не занимался ни один снартанец, тайна числа оставалась почти неоткрытой, за исключением боевого расчета при построении воинских формирований.

Хотя к риторике относились с презрением и ее преподавание было запрещено, спартанцы с уважением относились к остроте ума, находившему выражение в коротких и весомых фразах - лаконичных выражениих - которые прославили речь спартанцев. Эта особенность речи проявилась, например, в знаменитом приказе царя Леонида, отданного им в день битвы при Фермопилах: "Завтрак - здесь, ужин -Аиде". После ужина старшие обучали детей искусству, как давать "верные и содержательные ответы" на практические вопросы, провоцируя у детей и юношей способность высказывать суждения по текущим делам. В этом нет ничего похожего на диалоги Сократа. Таким образом, пишет Плутарх, они получали информацию о достоинствах недостатках своих соотечественников и учились выражаться кратко и в стиле сурового юмора, что особенно поощрялось взрослыми. Если мальчик не справлялся с заданиями взрослых, то они кусали его за большой палец.



Также читайте:

Войти как житель:
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Друзья сайта
    Здесь могут быть
    ссылки на Вас,
    дорогие будущие
    друзья  сайта!
    Статистика

    Всего в Спарте: 1
    Гостей: 1
    Жителей: 0
    Спарта © 2017 Конструктор сайтов - uCoz